Внедрение сервиса налогового мониторинга на базе 1С и «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг»
Что такое налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой проверка организации ведется через удаленный доступ к её информационным системам. Инспекторы самостоятельно, в режиме реального времени, анализируют данные бухгалтерской, налоговой отчетности и регистров, а также получают доступ в электронный архив налогоплательщика со скан-копиями документов.
Сервисы и сценарии налогового мониторинга разработаны в рамках реализации положений Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ. Формат взаимодействия в рамках налогового мониторинга регулируется Приказом ФНС России от 13.03.2023 № ЕД-7-23/163@.
Компаниям-участникам налогового мониторинга необходимо подготовить свою учетную систему, внедрив интеграцию по следующим сервисам:
- Доступность информационной системы.
- Планируемая недоступность информационной системы.
- Файловый обмен.
- Запрос на представление реестра документов.
- Запрос на просмотр документа.
- Запрос на доразмещение.
- Запрос получения отчета о работе в запросной системе.
- Запрос на получение протокола операций.
- Запрос получения сводного протокола операций.
Кроме того, необходимы реализованные контроли налога на прибыль:
- Доходы от реализации.
- Внереализационные доходы.
С 1 января нового года компании-участники налогового мониторинга должны полностью перейти на взаимодействие с налоговым органом через АИС «Налог-3». Также с 2024 года планируется расширение автоматических контролей налога на прибыль:
- Нормирование расходов.
- Амортизация имущества.
- Ценные бумаги.
- Дивиденды.
- Проценты по кредитам и займам.
Почему организациям стоит внедрять налоговый мониторинг
Участие в проекте налогового мониторинга на текущий момент добровольное. Но в перспективе государственный контроль будет акцентироваться на внедрении и развитии цифровых технологий. Изменения коснутся многих компаний, стоит начать подготовку заранее.
Например, согласно распоряжению Правительства РФ №2998-р от 22.10.2021 о стратегическом направлении в области цифровой трансформации государственного управления и опубликованного Стандарта «Государство для бизнеса», до 2030 года необходимо завершить реализацию дистанционного процесса государственного контроля во всех ключевых отраслях экономики.
Кроме того, согласно Концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга необходима интеграция функции налогового контроля в корпоративные системы плательщиков.
Преимущества налогового мониторинга для бизнеса
Данный вид налогового контроля позволяет забыть о классических проверках со стороны ФНС.
Минимизация налоговых рисков.
Отсутствие пеней и штрафов при выполнении мотивированного мнения.
Сокращение объема документов, предоставляемых налоговым органам.
Снижение количества исков по налоговым спорам и повышение вероятности досудебного урегулирования споров.
Сокращение затрат на сопровождение налоговых проверок.
Критерии для вступления организации в налоговый мониторинг
- Годовой оборот организации не менее 1 млрд рублей и активы на 1 млрд рублей, а сумма уплаченных налогов за предыдущий год должна составлять не менее 100 млн рублей.
- Заявление о проведении налогового мониторинга представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.
- Необходимо предоставить регламент информационного взаимодействия, информацию о взаимозависимых лицах, доля участия которых составляет более 25%, учетную политику для целей налогообложения организации и документы о системе внутреннего контроля
Форматы и требования к заявлению о проведении налогового мониторинга и документам, предоставляемым с ним, утверждены приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ и приказом ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@.
Способы организации налогового мониторинга
Настроить доступ для ИФНС к данным организации можно тремя способами:
- Передавать документы через ТКС (телекоммуникационные каналы связи) с помощью операторов ЭДО.
- Обеспечить непосредственный доступ в учетную систему организации.
- Создать аналитическую витрину данных.
Обмен через ТКС может применяется только до 2026 года.
Выбор в пользу витрины данных перед прямым доступом в систему определяется по следующим критериям:
Коммерческая безопасность
ФНС передаются только те данные, которые следует предоставлять по закону.
Информационная безопасность
Данные передаются в ФНС без посредников по защищенным каналам связи.
Объединение данных из нескольких учетных систем
При необходимость можно собирать информацию из разных источников, например, по группе компаний.
Снижение нагрузки на информационную систему и стоимость владения
Витрина данных это отдельная база и при взаимодействии с ней не будет затронута работоспособность основных учетных систем, в том числе при возможных технических неполадках.
Организация работы с программами, не адаптированными под российский налоговый и бухгалтерский учёт
С помощью витрины данных из них проще организовать перенос данных в нужном контексте.
Выбор программного решения для организации налогового мониторинга
Для информационных систем на базе 1С рекомендуем использовать модуль «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг» (версия 2023 г.) — это электронный сервис налогоплательщика, реализованный на платформе «1С:Предприятие» и обеспечивающий прямое подключение к электронным сервисам АИС «Налог-3».
Выбор решения обусловлен следующими критериями:
- экспертиза вендора — АО «ГНИВЦ»;
- АО «ГНИВЦ» — подведомственная компания, оперативно адаптирующая модуль к требованиями ФНС, что снижает риски налогоплательщика;
- наличие на рынке специалистов с опытом внедрения и поддержки налогового мониторинга.
Продукт является дополнением для конфигураций:
1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО
1С:ERP. Управление холдингом 3.1
1С:Управление холдингом 3.1
В решении реализованы следующие возможности:
- Автоматическое получение запросов от АИС «Налог-3».
- Проверка соответствия XML документа XSD схеме.
- Контроль за обращениями к системе со стороны налогового органа.
- Механизм организации прозрачного бизнес-процесса для обработки запросов ФНС.
- Контроль сроков исполнения запросов налогового органа.
- Возможность отслеживания этапов взаимодействия и просмотр xml-пакетов в пользовательском режиме.
- Удобный интерфейс для работы с запросами налогового инспектора.
- Проверки работы электронных сервисов без непосредственного обмена с АИС «Налог-3».
- Хранение дополнительной информации, необходимой для взаимодействия с АИС «Налог-3» по первичным документам, размещенных в электронном архиве.
- Классификация первичных документов, размещенных в электронном архиве организации по «Справочнику документов, возможных к истребованию у налогоплательщиков по ст.93, ст.93.1, ст.105.29 НК РФ» ФНС России.
Варианты внедрения сервиса налогового мониторинга
Типовой план внедрения предусматривает наличия у компании-заказчика в качестве основной учётной системы «1С:ERP».
Также, чтобы обмениваться файлами с ФНС России, должно быть выделенное (чтобы выдержать большое количество запросов) электронное хранилище документов, поддерживающее передачу данных через HTTPS-сервер — например, «1С:Документооборот».
Схема работы модуля налогового мониторинга в обособленной базе «1С: Бухгалтерия КОРП МСФО»
Витрина данных непосредственно в рабочей базе 1С | Витрина данных в обособленной базе 1С | |
---|---|---|
Обеспечение безопасности данных основной учетной системы | - | + |
Обеспечение бесперебойности работы основной учетной системы | - | + |
Стоимость владения сервисом налогового мониторинга | Высокая | Низкая |
Стоимость типового внедрения | От 168 часов | От 1410 часов |
Оптимальный, с нашей точки зрения, вариант интеграции — использование витрины данных, установленной в обособленной конфигурации 1С.
Безопасность
Обеспечивается развертыванием дубликата данных основной системы с обменом только необходимыми данными
Бесперебойность работоспособности основной учетной системы
Обеспечивается через делегирование рисков обновлений и изменений обмена на второстепенную систему.
Снижение стоимости владения сервисом налогового мониторинга
Обеспечивается организацией витрины документов на базе типовых решений «1С:Бухгалтерия предприятия МСФО» + модуль «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг», что существенно сокращает стоимость и время обновления и обслуживания системы.
Этапы внедрения витрины данных для налогового мониторинга непосредственно в рабочую базу 1С
Настройка базы на тестовый стенд ГНИВЦ
Установка модуля. Настройка связей между объектами модуля и рабочей базой.
Трудоёмкость: 8 часов
Подготовка тестовых документов в базе
Количество документов зависит от Заказчика, в типовом варианте учитывается 40 видов документов и 30 видов операций.
Трудоёмкость: 80 часов
Тестирование сервиса в «песочнице» ГНИВЦ
Тестирование сценариев обмена в изолированной среде командой исполнителя.
Трудоёмкость: 8 часов
Непосредственное тестирование с ГНИВЦ
Тестирование специалистами исполнителя взаимодействия в рамках налогового мониторинга: отправка реестра документов, запрос сведений, уведомление о размещении информации в системе и т.д.
Трудоёмкость: 24 часа, повторное - 8 часов
Тестовая
эксплуатация
Работа специалистов заказчика в тестовой базе с поддержкой специалистов исполинтеля.
Трудоёмкость: 20 часов
Промышленная
эксплуатация
Сопровождение на этапе промышленной эксплуатации, доработки и исправления в рамках ТЗ.
Трудоёмкость: 20 часов
Итого, трудоемкость: от 120-160 ч.
Продолжительность проекта: от 2 недель. Сроки зависят от наличия у заказчика модуля «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг» и наличия свободных слотов для тестирования в ГНИВЦ.
Этапы внедрения витрины данных для налогового мониторинга в обособленной базе 1С
Обследование
системы
Обследование системы, выявление функциональных разрывов и пожеланий пользователей, формализация требований, составление ТЗ и оценка работ по проекту
Трудоёмкость: 170 часов
Разработка
обменов
Создание обменов между «1С:ERP», «1С:БП КОРП МСФО», «1С:ДО», модулем «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг», АИС «Налог 3».
Трудоёмкость: 1 110 часов
Тестирование обмена с ГНИВЦ
Обязательное тестирования для подтверждения готовности предприятия перейти к обмену с АИС «Налог 3»: 9 базовых сценариев взаимодействия с ФНС России в рамках налогового мониторинга.
Трудоёмкость: 10 часов
Тестовая эксплуатация в «песочнице» ГНИВЦ
Сопровождение на этапе тестовой эксплуатации, доработки и исправления в рамках ТЗ. Поддержка пользователей.
Трудоёмкость: 80 часов
Промышленная
эксплуатация
Сопровождение на этапе промышленной эксплуатации, доработки и исправления в рамках ТЗ.
Трудоёмкость: 40 часов
Итого, трудоемкость: от 1 410 ч.
Продолжительность проекта: 14-15 недель. Сроки зависят от наличия у заказчика модуля «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг» и наличия свободных слотов для тестирования в ГНИВЦ.
Этапы разработки обменов
Обмен 1С:ERP –
1С:БП
Обмен между основной системой предприятия и Витриной на базе 1С БП МСФО. Количество документов зависит от Заказчика, в типовом варианте учитывается 40 видов документов и 30 видов операций.
Трудоёмкость: 650 часов
Сверка хозрасчетного регистра 1С:БП – 1С:ERP
Разработка отчетов для сверки корректности обмена и состояния витрины данных, системы рассылки отчетов.
Трудоёмкость: 90 часов
Обмен АИС «Налог 3» - 1С:БП с модулем налогового мониторинга
Адаптация модуля интеграции под витрину заказчика с учетом единого тома хранения сканов документов.
Трудоёмкость: 110 часов
Доработка
1С:Документооборот
Доработка «1С:Документооборот» для соблюдения требований хранения сканов документов и разработка инструментов размещения сканов с учетом требований регулятора.
Трудоёмкость: 170 часов
Обмен ЮЗДО документами 1С:ERP – 1С:БП
Обмен между основной системой предприятия и Витриной на базе 1С: БП юридически значимыми документами. Требования к блоку определяются исходя из организации обмена и хранения ЮЗДО.
Трудоёмкость: 90 часов
Этапы внедрения сервиса налогового мониторинга, решаемые со стороны заказчика
- Вход в группу налогового мониторинга.
- Лицензирование.
- Публикации баз.
- Настройка маршрутов на криптомаршрутизаторе.
- Сертификаты электронной подписи.
- Вопросы недоступности серверов на стороне заказчика.
Дополнительно приобретаемое ПО:
- Модуль «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг» (версия 2023 г.) — 1 800 000,00 ₽.
- «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО. Электронная поставка» — 1 080 000,00 ₽ для варианта с витриной данных в обособленной базе.
Прочие варианты внедрения
Внедрение налогового мониторинга с исходной архитектурой информационной системы заказчика, построенной на решениях, отличных от «1С:ERP» + «1С:Документооборот» — на основании индивидуальной оценки.
Отзывы наших клиентов о внедрении налогового мониторинга
Упростились сопровождение и поддержка, архитектурно повысилась устойчивость развернутого ПО, что позволяет уменьшить риски штрафов за недоступность информационной системы.
Помимо разработки и консультирования «1С-ИЖТИСИ» помогли нам наладить взаимодействие с разработчиками модуля.
Москва
«1С:ERP»
Оценка внедрения сервиса налогового мониторинга
Заполните форму — а всё остальное организуют наши специалисты.
Также можно позвонить по бесплатному номеру 8 (800) 77-51-256 либо написать письмо на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..