Внедрение сервиса налогового мониторинга на базе 1С и «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг»

Сервис налогоплательщика для программ «1С: ERP», «1С: УХ», «1С: Бухгалтерия КОРП МСФО» обеспечит прямое подключение базы компании к АИС «Налог-3» в целях налогового мониторинга.

Что такое налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой проверка организации ведется через удаленный доступ к её информационным системам. Инспекторы самостоятельно, в режиме реального времени, анализируют данные бухгалтерской, налоговой отчетности и регистров, а также получают доступ в электронный архив налогоплательщика со скан-копиями документов.

Сервисы и сценарии налогового мониторинга разработаны в рамках реализации положений Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ. Формат взаимодействия в рамках налогового мониторинга регулируется Приказом ФНС России от 13.03.2023 № ЕД-7-23/163@.

Компаниям-участникам налогового мониторинга необходимо подготовить свою учетную систему, внедрив интеграцию по следующим сервисам:

  • Доступность информационной системы.
  • Планируемая недоступность информационной системы.
  • Файловый обмен.
  • Запрос на представление реестра документов.
  • Запрос на просмотр документа.
  • Запрос на доразмещение.
  • Запрос получения отчета о работе в запросной системе.
  • Запрос на получение протокола операций.
  • Запрос получения сводного протокола операций.

Кроме того, необходимы реализованные контроли налога на прибыль:

  • Доходы от реализации.
  • Внереализационные доходы.

С 1 января нового года компании-участники налогового мониторинга должны полностью перейти на взаимодействие с налоговым органом через АИС «Налог-3». Также с 2024 года планируется расширение автоматических контролей налога на прибыль:

  • Нормирование расходов.
  • Амортизация имущества.
  • Ценные бумаги.
  • Дивиденды.
  • Проценты по кредитам и займам.

Почему организациям стоит внедрять налоговый мониторинг

Участие в проекте налогового мониторинга на текущий момент добровольное. Но в перспективе государственный контроль будет акцентироваться на внедрении и развитии цифровых технологий. Изменения коснутся многих компаний, стоит начать подготовку заранее.

Например, согласно распоряжению Правительства РФ №2998-р от 22.10.2021 о стратегическом направлении в области цифровой трансформации государственного управления и опубликованного Стандарта «Государство для бизнеса», до 2030 года необходимо завершить реализацию дистанционного процесса государственного контроля во всех ключевых отраслях экономики.

Кроме того, согласно Концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга необходима интеграция функции налогового контроля в корпоративные системы плательщиков.

Преимущества налогового мониторинга для бизнеса

Данный вид налогового контроля позволяет забыть о классических проверках со стороны ФНС.

Минимизация налоговых рисков.

Отсутствие пеней и штрафов при выполнении мотивированного мнения.

Сокращение объема документов, предоставляемых налоговым органам.

Снижение количества исков по налоговым спорам и повышение вероятности досудебного урегулирования споров.

Сокращение затрат на сопровождение налоговых проверок.

Критерии для вступления организации в налоговый мониторинг

  • Годовой оборот организации не менее 1 млрд рублей и активы на 1 млрд рублей, а сумма уплаченных налогов за предыдущий год должна составлять не менее 100 млн рублей.
  • Заявление о проведении налогового мониторинга представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.
  • Необходимо предоставить регламент информационного взаимодействия, информацию о взаимозависимых лицах, доля участия которых составляет более 25%, учетную политику для целей налогообложения организации и документы о системе внутреннего контроля

Форматы и требования к заявлению о проведении налогового мониторинга и документам, предоставляемым с ним, утверждены приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ и приказом ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@.

Способы организации налогового мониторинга

Настроить доступ для ИФНС к данным организации можно тремя способами:

  1. Передавать документы через ТКС (телекоммуникационные каналы связи) с помощью операторов ЭДО.
  2. Обеспечить непосредственный доступ в учетную систему организации.
  3. Создать аналитическую витрину данных.

Обмен через ТКС может применяется только до 2026 года.

Выбор в пользу витрины данных перед прямым доступом в систему определяется по следующим критериям:

Коммерческая безопасность

ФНС передаются только те данные, которые следует предоставлять по закону.

Информационная безопасность

Данные передаются в ФНС без посредников по защищенным каналам связи.

Объединение данных из нескольких учетных систем

При необходимость можно собирать информацию из разных источников, например, по группе компаний.

Снижение нагрузки на информационную систему и стоимость владения

Витрина данных это отдельная база и при взаимодействии с ней не будет затронута работоспособность основных учетных систем, в том числе при возможных технических неполадках.

Организация работы с программами, не адаптированными под российский налоговый и бухгалтерский учёт

С помощью витрины данных из них проще организовать перенос данных в нужном контексте.

Выбор программного решения для организации налогового мониторинга

Для информационных систем на базе 1С рекомендуем использовать модуль «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг» (версия 2023 г.) — это электронный сервис налогоплательщика, реализованный на платформе «1С:Предприятие» и обеспечивающий прямое подключение к электронным сервисам АИС «Налог-3».

Выбор решения обусловлен следующими критериями: 

  • экспертиза вендора — АО «ГНИВЦ»;
  • АО «ГНИВЦ» — подведомственная компания, оперативно адаптирующая модуль к требованиями ФНС, что снижает риски налогоплательщика;
  • наличие на рынке специалистов с опытом внедрения и поддержки налогового мониторинга.

Продукт является дополнением для конфигураций:

1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО

1С:ERP. Управление холдингом 3.1

1С:Управление холдингом 3.1

В решении реализованы следующие возможности:

  • Автоматическое получение запросов от АИС «Налог-3».
  • Проверка соответствия XML документа XSD схеме.
  • Контроль за обращениями к системе со стороны налогового органа.
  • Механизм организации прозрачного бизнес-процесса для обработки запросов ФНС.
  • Контроль сроков исполнения запросов налогового органа.
  • Возможность отслеживания этапов взаимодействия и просмотр xml-пакетов в пользовательском режиме.
  • Удобный интерфейс для работы с запросами налогового инспектора.
  • Проверки работы электронных сервисов без непосредственного обмена с АИС «Налог-3».
  • Хранение дополнительной информации, необходимой для взаимодействия с АИС «Налог-3» по первичным документам, размещенных в электронном архиве.
  • Классификация первичных документов, размещенных в электронном архиве организации по «Справочнику документов, возможных к истребованию у налогоплательщиков по ст.93, ст.93.1, ст.105.29 НК РФ» ФНС России.

Варианты внедрения сервиса налогового мониторинга

Типовой план внедрения предусматривает наличия у компании-заказчика в качестве основной учётной системы «1С:ERP».

Также, чтобы обмениваться файлами с ФНС России, должно быть выделенное (чтобы выдержать большое количество запросов) электронное хранилище документов, поддерживающее передачу данных через HTTPS-сервер — например, «1С:Документооборот».


Схема работы модуля налогового мониторинга в обособленной базе «1С: Бухгалтерия КОРП МСФО»

Витрина данных непосредственно в рабочей базе 1С Витрина данных в обособленной базе 1С
Обеспечение безопасности данных основной учетной системы - +
Обеспечение бесперебойности работы основной учетной системы - +
Стоимость владения сервисом налогового мониторинга Высокая Низкая
Стоимость типового внедрения От 168 часов От 1410 часов

Оптимальный, с нашей точки зрения, вариант интеграции — использование витрины данных, установленной в обособленной конфигурации 1С.

Безопасность

Обеспечивается развертыванием дубликата данных основной системы с обменом только необходимыми данными

Бесперебойность работоспособности основной учетной системы

Обеспечивается через делегирование рисков обновлений и изменений обмена на второстепенную систему.

Снижение стоимости владения сервисом налогового мониторинга

Обеспечивается организацией витрины документов на базе типовых решений «1С:Бухгалтерия предприятия МСФО» + модуль «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг», что существенно сокращает стоимость и время обновления и обслуживания системы.

Этапы внедрения витрины данных для налогового мониторинга непосредственно в рабочую базу 1С

1

Настройка базы на тестовый стенд ГНИВЦ

Установка модуля. Настройка связей между объектами модуля и рабочей базой.

Трудоёмкость: 8 часов

2

Подготовка тестовых документов в базе

Количество документов зависит от Заказчика, в типовом варианте учитывается 40 видов документов и 30 видов операций.

Трудоёмкость: 80 часов

3

Тестирование сервиса в «песочнице» ГНИВЦ

Тестирование сценариев обмена в изолированной среде командой исполнителя.

Трудоёмкость: 8 часов

4

Непосредственное тестирование с ГНИВЦ

Тестирование специалистами исполнителя взаимодействия в рамках налогового мониторинга: отправка реестра документов, запрос сведений, уведомление о размещении информации в системе и т.д.

Трудоёмкость: 24 часа, повторное - 8 часов

5

Тестовая
эксплуатация

Работа специалистов заказчика в тестовой базе с поддержкой специалистов исполинтеля.

Трудоёмкость: 20 часов

6

Промышленная
эксплуатация

Сопровождение на этапе промышленной эксплуатации, доработки и исправления в рамках ТЗ.

Трудоёмкость: 20 часов

Итого, трудоемкость: от 120-160 ч.

Продолжительность проекта: от 2 недель. Сроки зависят от наличия у заказчика модуля «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг» и наличия свободных слотов для тестирования в ГНИВЦ.

Этапы внедрения витрины данных для налогового мониторинга в обособленной базе 1С

1

Обследование
системы

Обследование системы, выявление функциональных разрывов и пожеланий пользователей, формализация требований, составление ТЗ и оценка работ по проекту

Трудоёмкость: 170 часов

2

Разработка
обменов

Создание обменов между «1С:ERP», «1С:БП КОРП МСФО», «1С:ДО», модулем «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг», АИС «Налог 3».

Трудоёмкость: 1 110 часов

3

Тестирование обмена с ГНИВЦ

Обязательное тестирования для подтверждения готовности предприятия перейти к обмену с АИС «Налог 3»: 9 базовых сценариев взаимодействия с ФНС России в рамках налогового мониторинга.

Трудоёмкость: 10 часов

4

Тестовая эксплуатация в «песочнице» ГНИВЦ

Сопровождение на этапе тестовой эксплуатации, доработки и исправления в рамках ТЗ. Поддержка пользователей.

Трудоёмкость: 80 часов

5

Промышленная
эксплуатация

Сопровождение на этапе промышленной эксплуатации, доработки и исправления в рамках ТЗ.

Трудоёмкость: 40 часов

Итого, трудоемкость: от 1 410 ч.

Продолжительность проекта: 14-15 недель. Сроки зависят от наличия у заказчика модуля «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг» и наличия свободных слотов для тестирования в ГНИВЦ.

Этапы разработки обменов

2.1

Обмен 1С:ERP –
1С:БП

Обмен между основной системой предприятия и Витриной на базе 1С БП МСФО. Количество документов зависит от Заказчика, в типовом варианте учитывается 40 видов документов и 30 видов операций.

Трудоёмкость: 650 часов

2.2

Сверка хозрасчетного регистра 1С:БП – 1С:ERP

Разработка отчетов для сверки корректности обмена и состояния витрины данных, системы рассылки отчетов.

Трудоёмкость: 90 часов

2.3

Обмен АИС «Налог 3» - 1С:БП с модулем налогового мониторинга

Адаптация модуля интеграции под витрину заказчика с учетом единого тома хранения сканов документов.

Трудоёмкость: 110 часов

2.4

Доработка
1С:Документооборот

Доработка «1С:Документооборот» для соблюдения требований хранения сканов документов и разработка инструментов размещения сканов с учетом требований регулятора.

Трудоёмкость: 170 часов

2.5

Обмен ЮЗДО документами 1С:ERP – 1С:БП

Обмен между основной системой предприятия и Витриной на базе 1С: БП юридически значимыми документами. Требования к блоку определяются исходя из организации обмена и хранения ЮЗДО.

Трудоёмкость: 90 часов

Этапы внедрения сервиса налогового мониторинга, решаемые со стороны заказчика

  • Вход в группу налогового мониторинга.
  • Лицензирование.
  • Публикации баз.
  • Настройка маршрутов на криптомаршрутизаторе.
  • Сертификаты электронной подписи.
  • Вопросы недоступности серверов на стороне заказчика.

Дополнительно приобретаемое ПО:

  • Модуль «ГНИВЦ: Налоговый мониторинг» (версия 2023 г.) — 1 800 000,00 ₽.
  • «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО. Электронная поставка» — 1 080 000,00 ₽ для варианта с витриной данных в обособленной базе.

Прочие варианты внедрения

Внедрение налогового мониторинга с исходной архитектурой информационной системы заказчика, построенной на решениях, отличных от «1С:ERP» + «1С:Документооборот» — на основании индивидуальной оценки.

Оценка внедрения сервиса налогового мониторинга

Заполните форму — а всё остальное организуют наши специалисты.

Также можно позвонить по бесплатному номеру 8 (800) 77-51-256 либо написать письмо на Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Наши клиенты

Свыше 600 довольных клиентов по всей России и за рубежом.

Что нового для вашей 1С?

Оперативная информация о выходе и содержании свежих версий для 19 типов конфигураций.
+7 (800) 77-51-256 skype: sale_1c-izhtc sale@1c-izhtc.ru 2005-2024 © 1C-ИЖТИСИ
Политика конфиденциальности Номер в реестре аккредитованных IT-компаний: 2476 Информация на сайте не является публичной офертой