Обязательная маркировка товаров в 2022 году — как внедрить и обеспечить корректную работу

В России разворачивается единая национальная система электронного учета продукции, которая затрагивает как предпринимателей, так и потребителей. Мы решили составить памятку, в которой рассказали об особенностях маркировки, о процессе её внедрения, а также поделились советами, как не теряться и действовать в меняющихся условиях.

Что такое маркировка и для чего она нужна?

Маркировка — это нанесение на упаковку или сам товар специального Data Matrix кода, который присваивается индивидуально каждой единице товара. С помощью этого кода информация о продукте будет доступна от момента производства до конечного покупателя.  

Введение обязательной маркировки для ряда товаров призвано обезопасить рынок от подделок и реализации контрафакта. Идея системы заключается в том, чтобы конечный потребитель, приобретая товар, видел всю цепочку производства и движения товара: где был произведен, кто является производителем, дата производства и сроки годности, а также движение товара.

Грубо говоря, конечный потребитель, отсканировав код маркировки, сверяет информацию на упаковке с той, которая отображается в приложении «Честный знак» * и устанавливает, совпадает она или нет.

*Честный ЗНАК — национальная система маркировки и прослеживания товаров из разных категорий.

Как происходит процесс внедрения системы маркировки?

Внедрение маркировки зависит от товарной группы, т.е. от того, что именно маркируется. Процесс начинается с регистрации участником оборота товара (это может быть производитель, оптовое звено, розничное звено, агенты, комиссионная торговля) в системе «Честный знак».

Для регистрации необходимо выполнить определенные шаги:

  1. Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись на руководителя организации или/и ИП

Подпись можно получить только в сертифицированном центре. Она должна быть оформлена на лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица/индивидуального предпринимателя без доверенности, указанное в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

  1. Установить ПО для работы с электронной подписью

Требования к ПО и инструкции по настройке есть на сайте «Честного Знака»

  1. Перейти на сайт оператора маркировки

Система сама проверит, установлено и настроено ли ПО. Далее в поле «Электронная подпись» из выпадающего списка нужно выбрать усиленную квалифицированную электронную подпись. На форме отобразятся сведения об организации.  Остается ввести контактные данные и отправить заявку на регистрацию. После одобрения заявки предоставляется доступ в личный кабинет.

В личном кабинете указывается вид участника оборота – производитель, оптовое звено, розничное, и т.д. (либо несколько видов, если участник является сразу и тем, и тем).

Если участник оборота является производителем или импортером, то от него потребуется оформленное членство в системе GS1 РУС (Глобал Систем Рус).

GS1 РУС отвечает за то, чтобы у производителя был закрепленный за ним уникальный штрих-код товара (GTIN). Не следует путать уникальный код товара с кодом маркировки, т.к. GTIN отвечает за идентификацию единицы продукции.

Далее производителям необходимо заполнить в личном кабинете карточки товаров со всеми характеристиками, свойствами и реквизитами продукции. На этом этапе потребуется уникальный код товара, который присваивается после получения членства в GS1 РУС.

Следующий этап — отладка процессов, в ходе которой нужно определить, каким образом будет наноситься код маркировки, откуда его взять, где распечатать и приобрести необходимое оборудование. В минимальный набор аппаратуры входят принтер этикеток для самостоятельной печати и сканер. Для розничной реализации необходимо «перепрошить» кассу, чтобы она передавала данные в ОФД для выведения кода маркировки из оборота.

В зависимости от размера предприятия оборудование можно установить на производственную ленту и при её прохождении товар будет маркироваться.

Вышеописанный способ является методом прямого нанесения маркировки. Существует также другой вариант. Он предполагает маркировку товаров при производстве упаковки. В этом случае заказанные в «Честном ЗНАКЕ» коды маркировки будет получать типография (сервис-провайдер).

Коды маркировки можно заказывать либо напрямую в «Честном ЗНАКЕ», либо через 1С после настройки интеграции с системой. При работе через 1С нужно сопоставить информацию о товаре, который расположен в личном кабинете «Честного ЗНАКА» с той, которая находится в информационной базе 1С, выбрать необходимые товарные позиции и по кнопке заказать нужное количество кодов маркировки. Марки приходят в 1С, их распечатывают на принтере этикеток, наклеивают на товар и передают данные о нанесении и вводе в оборот кодов маркировки.

Таким образом, всё готово к работе.

Какие минимальные сроки по проекту внедрения маркировки?

Во многом сроки проекта зависят от степени вовлеченности заказчика. Если клиент оперативно отвечает на вопросы, которые требуют уточнения, то проработка внедрения, настройка функционала и обучение пользователей может уложиться в неделю.

Сама регистрация в «Честном ЗНАКЕ», если условия выполнены, занимает час. Если нет электронной подписи, её нужно получить в сертифицированном центре.

Производителю потребуется время на заполнение карточек товаров в «Честном знаке». Если ранее членство в системе GS1 было оформлено, то занесенную в неё информацию о продукции можно перенести в «Честный ЗНАК». В GS1 РУС предусмотрена массовая загрузка карточек, по которым присваивается уникальный штрих-код товара. При переносе информации в «Честный ЗНАК», карточки товаров в последнем сервисе заполняются примерно на 80%, так как для них требуется внести дополнительные реквизиты, которые отсутствуют в GS1 РУС. Необходимо учитывать эту особенность и выделить время на то, чтобы дополнить каждую карточку.

Основным этапом является настройка интеграции между 1С и «Честным ЗНАКОМ». Она состоит из установления связи со станцией управления заказами и не занимает много времени.

Как обеспечить корректную работу функционала маркировки в 1С?

Для обеспечения корректной работы функционала маркировки необходимо строго следовать регламентам бизнес-процессов. При завершении проекта мы даем инструкцию, как действовать в тех или иных случаях. Если их строго соблюдать, то функционал будет работать корректно.

Нужно учитывать, что ошибки могут возникать и на стороне «Честного ЗНАКА». Например, сейчас система подвергается DDOS-атакам. В этом случае операторы также предоставляют рекомендации, как действовать в сложившейся ситуации.

С какими основными сложностями обычно сталкиваются клиенты при внедрении маркировки?

В первую очередь предприниматели сталкиваются с необходимостью перестраивать привычный сложившийся процесс работы с учётом введенных новшеств. Приходится корректировать бизнес-процессы под требования «Честного ЗНАКА», возлагать новые обязанности, обучать пользователей.

Советуем готовиться к маркировке заранее, учитывая установленные сроки запуска этапов маркировки. Если дотянуть до последнего, увеличиваются риски получить штраф. Желательно выполнить внедрение хотя бы за месяц до официальных сроков запуска. За это время можно поработать с системой и понять, что неудобно, что необходимо откорректировать и поменять в своей работе.

Что нового для вашей 1С?

Оперативная информация о выходе и содержании свежих версий для 19 типов конфигураций.
+7 (800) 77-51-256 skype: sale_1c-izhtc sale@1c-izhtc.ru 2005-2024 © 1C-ИЖТИСИ
Политика конфиденциальности Номер в реестре аккредитованных IT-компаний: 2476 Информация на сайте не является публичной офертой